БУКРЕЕВ ВЛАДИСЛАВ ИВАНОВИЧ

доктор философии, автор более 130 научных работ по психоантропологии, философии.

Человек! Вглядись в себя! Совершив внутренний акт открытия душевных качеств, по-иному увидишь себя и мировую историю

Обращаюсь к Интеллектуальной Элите, знакомой с основными тенденциями мировой истории в науке, культуре, религии, антропологии и психологии и не потерявшей надежды вернуть Человеку уверенность в своих силах.

Расчеловечивание человека в мировой истории.
Истоки и глобальные последствия

Монография по психоантропологии.

Издательства "Флинта" и "Наука", Москва, 2011, 408 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Написание работы вызвано несколькими причинами.

1. Мы живем в бесчеловечное время, когда зло перевешивает добро и человек разумный перерождается в хищника, становясь палачом для себя и других. Одичание - в восторге разрушения, произвольном переконструировании естественной человеческой природы биотехнологиями, психотехнологиями. Одичание - в потере смысла жизни, его замене игрой в жизнь. Происходит своеобразное бегство в никуда, когда темные страсти вырываются наружу, а сознание маниакально стремится облагородить их, придать видимость творчества. Ложные формы культуры приводят в действия силы разрушения, убивают потенциальные таланты и способности. Жизнь, лишенная смысла, становится абсурдной.

2. Изменяется картина мира. Происходят глобальные сдвиги от порядка к хаосу. Произошло рассогласование законов природы и человеческой деятельности. Человечество как единый живой организм распался на ряд цивилизаций и этносов, воюющих друг с другом за право первородства. Биосфера, отравленная страхом, насилием, техническим безумием, теряет способность к самоочищению. Отвечает катаклизмами. Прервались энергетические связи, соединяющие Человека и Природу в единую систему. Человек из «меры всех вещей» превратился в одинокое и безнравственное существо, борющееся с Природой за выживаемость. Он вовлекается в разрушительные энергетические потоки, которые во много раз превышают индивидуальные возможности противостоять им. 21 век заявляет о себе невиданными катаклизмами: природными, антропологическими, культурными. Нарастающий хаос предвещает иную картину мира, сопровождается великим перемещением народов. Наблюдается невероятная концентрация катастрофических событий. Научно-технический прогресс и «сытость» принесли человечеству больше минусов, чем плюсов. Что за этим скрывается? Смерть или жизнь в обновленном виде? Быть может, в действие вступают иррациональные глубинные механизмы саморегулирования жизни, требующие иного мировоззрения в соответствии с изменяющейся моделью мироздания?

3. Человечество ощущает происходящие перемены как смуту умов. Многие представители науки и религии яростно сопротивляются новым идеям. Они усомнились в разуме, заявляя об исчерпании его возможностей как инструмента прогресса. Что за этим скрывается? Безумие, умирание жизни или кризис традиционных форм познания и самопознания? Проблема поиска истины, новых форм сознания, языка общения с Природой в рациональной и иррациональной форме приобретает первостепенное значение. Время гениальных одиночек, раскрывающих модели мироздания, проходит. Поэтому люди стремятся объединиться в суперсообщества. Решать земные задачи, не зная этапов изменения мировой истории и закономерностей человеческой природы – утопия. "Римский клуб" потерпел неудачу вследствие недооценки именно этих факторов, излишней ориентации на создание глобальных рациональных схем вселенской организации и математической идеализации человека, абсолютизации внешних целей человечества, преклонении перед безличными законами истории. Не обратился к человеческой душе. Разум не является единственным источником познания. В отрыве от души он склоняется к собственным химерам. Душа связывает Космос, Землю, Человека в единую саморегулирующуюся систему.

Философы, писатели зафиксировали происходящие изменения души массового человека в понятиях: «духовный уродец» (В. Розанов),"несчастное сознание" (З. Бауман), "игрок с тысячью лиц" (Ж. Делез, К. Берг), "воля к забыванию" (Л.Гандги), «нравственный нуль» (В. Соловьев), ("злая воля" (Ф. Гваттари), "репрессивная мораль" (Ницше), "воля к завоеванию" (Ницше), "жертвование смыслом" (Деррида), «хищническое сознание» (В. Вернадский), религиозный фанатизм и экстремизм, "страсть к мертвым формам жизни" и привычка к разрушению (Э. Фромм, Бергсон), "человек безумный" (Райх, Э.Фромм), "агрессивный человек" (З. Фрейд), "историческая глухота" (Н. Бердяев, Д. Мережковский), «эмоциональный болван» (А. и Б. Стругацкие), «погибшие поколения» (А. Лосев), патологический тип (В. Букреев). Вспомним картину Гойи: «СОН РАЗУМА РОЖДАЕТ ЧУДОВИЩ». Освобождение от власти разума рождает безумие: «когда Бог хочет наказать, отнимает разум». Перечисленные типы не отражают всей гаммы изменившегося внутреннего мира человека, но показывают направление распада мировой души - движение к смерти.

4. В соответствии с меняющейся картиной мира переосмысливается мировая история. Она не стоит вне человека. Развертывается как отражение духовного состояния народов и их лидеров Открытия совершаются тогда, когда прочувствовано изменение внутреннего мира (Л. Демоз, современный американский психоисторик). К сожалению, пошла не в направлении универсализации сил и способностей человека, но саморазрушения души, дроблении целостного Я на дурную бесконечность автономных осколков. Частичные Я оказались не в состоянии развернуть свои потенции и тем более положительно повлиять на ход исторического процесса. История предстает всеобщим неразумием, столкновением человеческих воль, рядом непонятных катастроф. Люди устремились в погоню за созданием социальных и политических систем, растрачивая энергию на достижение иллюзорных целей и оставаясь при этом на стадии несовершеннолетия, не реализуя своих элементарных качеств и свойств. Мечтают о земном рае, а строят ад. Бег истории превращается в фарс: преступники философствуют, террористы "спасают" человечество безумными проектами, святые делают деньги, отцы семейств дают добро на введение законов по легализации этноцида, геноцида, наркомании и проституции. В бездну проваливается мир, а многие народы стремятся устроиться в национальном комфорте. Раскрепощаются низменные чувства человека, конструирующего антиисторию из отходов собственной деятельности и заражающего ими среду обитания. Смена состояний души (духа) и есть «социальная сила» реальной мировой истории. Эта иррациональная сила действует на сознание надежнее атомных бомб.

В философии существует традиция - подвергать критике общественные теории по мере изменения мира, переоценивать ценности. Критика часто походит на фальсификацию истории, умышленную или неумышленную. Иные теории видят причины там, где присутствуют всего лишь следствия прошлой деятельности, результат всеобщих заблуждений. Неразумие в том, что современная наука перестала рассматривать человека как микрокосм. Она не поняла трагедии одичания, нарастания мирового зла как платы за отступление от космической природы, от необходимости удерживать ее постоянными усилиями. Новейшая историческая наука по заблуждениям ничем не отличается от предшественниц. Ложные объяснения продиктованы "неспособностью науки раскрыть экзистенциальные глубины человеческого бытия" (Л. Витгенштейн). Во внутреннем мире столкнулись рационализм и безумие. Ошибка привела к перекодировке сознания, групповым фантазиям, непредсказуемому поведению. Мировому сообществу предстоит осознать новую реальность. Начало третьего тысячелетия, очевидно, ознаменуется временем парадоксов, когда от разума потребуется умение сочетать противоположности: здравый смысл и кажущуюся бессмыслицу, созидание и разрушение, демократию и принуждение. Впереди окажутся народы, овладевшие ПАРАДОКСАЛЬНЫМ МЫШЛЕНИЕМ И ЗНАЮЩИЕ, ЧЕГО ХОТЯТ. Уставшие народы, отказавшиеся от культурного возвышения, окажутся на задворках истории. Утверждения пессимистов о том, что человечество не хочет учиться у истории, не выдерживает критики. Нет таких народов и отдельных людей, которые бы не хотели учиться. Другое дело, что из уроков истории делаются ложные выводы. Люди хотят жить по-новому, но не умеют.

5. Человечество разошлось во мнении о собственной природе, ее происхождении и роли в становлении мироздания. Раньше сознание объяснялось наследственностью, культурой. Сегодня изменение поведения и мышления не укладывается только в теорию наследственности. Не меньшим фактором служит мировоззрение и движения души. От их состояния зависит Космос. Иррациональная тайна бытия не раскрыта и еще более запутывается. Предсказания пророков и ученых «не работают». На глазах одного поколения тысячелетняя память сердца разрушается. В мире происходит мощное ускорение всех процессов, в том числе и трансформация человеческой природы. Человек превращается в марионетку.

Мы полагаем, что человек имеет не только единую историю, но и общую природу. Генофонд всех людей на Земле сходен. Древний египтянин, иудей, античный грек, средневековый христианин, современный технологический субъект выражают разные стороны единой природы, что не всегда осмысливалось. В ХХ веке многие ученые Запада отрицали человеческую природу. Ортега-и-Гассет: "у человека нет природы"; Э. Монтегю: " у человека нет инстинктов"; разум и культура делают человека человеком; он может приспособиться к любой среде, вытерпеть любую дрессировку. С этим согласиться невозможно. ГЕНОТИП ЧЕЛОВЕКА НЕ ТАК УСТОЙЧИВ, КАК ПОЛАГАЛИ РАНЬШЕ. Он изменяется в течение всей жизни. Представления о неизменности натуры уходят в прошлое. Естественная натура потеряла устойчивость, раскололась на дух и тело. В их противоборстве побеждают телесные вожделения, склонность к блуду. Человек неразумием, своеволием разрушает высшую природу. Сохраняет внешний физический образ, не имея понятия о внутреннем мире. Не может воссоздавать в себе глубинные структуры жизни (Ортега-и-Гассет), разглядеть истинные истоки своего одичания. Научился измерять слабые энергетические поля, отделять в организме одни атомы от других, но понятия не имеет о духовных энергиях, о движении души, о сущности жизни. Вызвал к жизни силы, разрушающие наследственность и культуру.

Без изучения изменений человеческой природы невозможно понять исторический процесс: религиозную, экономическую, знаниевую, культурную формы бытия Невозможно понять и истинные истоки своей агрессивности. Рождаются эклектические представления о нераздельности добра и зла, об относительности знания, о многополярном мире. И получается, что добро для одного человека предстает злом для другого. Такой путь познания заводит мысль в тупик, из которого нет выхода для действительной оценки природы зла и тенденций его развертывания. Нужно понять тайну иррационального поведения, найти инструмент, позволяющий регулировать соотношение рационального и иррационального. Решение этого вопроса позволит понять, почему мировая история предстает перед исследователем в форме постоянной и углубляющейся антропологической катастрофы.

НАИБОЛЬШИМ ИЗМЕНЕНИЯМ ПОДВЕРГЛАСЬ ДУША. В НЕЙ ТАЙНА РАЦИОНАЛЬНОГО И ИРРАЦИОНАЛЬНОГО. БЕЗ ЗНАНИЯ ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ДУШЕ, ЛЮБЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО МЫШЛЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ БУДУТ ПОВЕРХНОСТНЫМИ, НАУКООБРАЗНЫМИ.

Методологические основы современной онтологии, переливы рационального и иррационального сознания друг в друга изложены российским ученым Ю.М. Федоровым. От них автор и отталкивается. Онтология и антропология, пограничные научные дисциплины, скорее всего, составят костяк будущего знания о человеке. Наряду с онтологией Ю.М. Федорова, в работе использованы труды более ста пятидесяти ученых и писателей с мировыми именами. Для углубленного анализа материала вводим понятие психоантропологии - науки о душе. Без изучения состояний души невозможно разобраться ни в хитросплетениях разумной и бессознательной жизни, ни в изломах мировой истории. Кроме того, в работе используются категории: сознание, дух, тело, психика, ментальность, рациональное и иррациональное, структура и др. Критика всегда была уделом научной интеллигенции, духовной элиты, ибо она разрушает догматические построения науки и амбиции разума. Поэтому мы обращаемся к духовной элите мирового сообщества, знакомой с историей философии, науки и культуры.

Природа человека предъявляет науке для опознания один из малоизвестных видов естественного саморегулирования поведения и мышления – личное и коллективное бессознательное. Иррациональное начало жизни вытесняет рациональное. Сознание запуталось в самом себе и в оценке роли сверхличного. Человек ощущает расстройство ума в виде страданий, страха, но понять источник не может. Внутренний мир ускользает от рационального объяснения. Бессознательные порывы, инстинкты остаются неузнанными или неверно истолкованными. Они несут в себе и творческое, и разрушительное начало. Человек может служить одновременно Богу и Дьяволу, совмещая в душе высокий интеллект и демонизм, добродетельность и пороки. Он являет собой не столько уравновешенность, сколько крайность в суждениях, беспринципность в отборе культурных ценностей. Старые традиции изобличения зла религией, моралью, правом устарели. Не в чести принцип "люби ближнего своего", не совмещающийся с эгоизмом и вседозволенностью. Идея о том, что знание - это власть (О.Тоффлер), изживает себя. Рациональное знание превратилось в застывшие логические формулы, сковывающие разум. Человек стал «скопищем стыда и позора», источником абсолютного зла, не способным различить истину, заблуждение, порок. Ж-П.Сартр справедливо заметил, что человек оказался несостоявшимся творцом собственной судьбы, в качестве авантюриста может закончить историю плохо. Его "жизнь безгарантийна". Ф. Ницше в 1873 году писал: "Огромная волна варварства поднимается у наших дверей". К.С.Льюис пошел еще дальше, провозглашая идею: "человек отменяется", утратил смысл жизни и чувство общности с миром.

Требуется новое знание о человеке, или знание о знании, принципиально иной подход к познанию и самопознанию. ПРИШЛО ВРЕМЯ ПЕРЕОЦЕНИТЬ ЗАНОВО ПОНЯТИЯ ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС, СВОБОДА И НЕСВОБОДА, ПЕРЕДОВЫЕ И ОТСТАЛЫЕ НАРОДЫ. Что есть современный человек? Каково соотношение экономической и духовной сфер, рационального и иррационального в его поведении и мышлении? В свете новых представлений станут понятными истоки мирового финансового и экономического кризисов, причины зарождающихся тотальных войн, столкновение Запада и Востока и др.

6. Сознание претерпевает коренной переворот. Материя вытеснила дух. Плоть возомнила себя судьей жизни, сковав разум собственными представлениями о должном и сущем, о добре и зле. Разум стал слугой "волющей телесности", эгоистическим. Эго-разум создал соответствующее представление о мире. Единый мир разделен на внешнее и внутреннее, воспринимается только мышлением. Символы и образы исключены Сущность бытия («обнаженное бытие») оказалась сокрытой для человека. Только художники и поэты способны (частично) еще видеть внутренний мир изображаемой ими вещи.

В отрыве от духа воспроизводит не только потребности тела, но и собственные заблуждения, или призраки - идолы (Платон, Бэкон, Делез, постмодернизм). Призраки - идолы выражаются идеологиями, политическими доктринами, игрой языка. Слова превращаются в пустые знаки без смысла, но, симулируя и упраздняя реальность, оказывают магическое воздействие на поведение. Разум в столкновении с иррациональными механизмами саморегулирования жизни отступает, ставит преграды и ловушки в познании. Они материализуются в качестве отчужденных сил, приобретают силу реального мира, действуют в качестве слепой воли, даже убивают человека. Феномен кризиса человека во многом объясняется исчерпавшим себя позитивистско-техническим направлением в философии (Э. Гуссерль, Д. Зильберман) и гуманитарными "знаниями", которые исключают целостное рассмотрение человеческой природы. Псевдонаука фиксирует не достижения Истины, а продукты ее разложения, распространение незнания. Рождает магию слов, спекулятивную истину, одурманивая сознание. Одичавший разум попадает в сеть своих фантазий, плодит небывальщину, вплоть до фанатизма. Политика приобретает уродливые формы. Отсюда малая эффективность, откровенные провалы политических, экономических и социальных реформ.

Наука истинна, если рассматривает явление в целом, от момента зарождения до гибели. Современная наука растворяется в деталях, в бесплодных словопрениях по поводу частностей, теряет концептуальность, становится "профанической наукой" (Р.Генон, современный французский мыслитель). Переживает упадок, в лучшем случае ограничивается анализом социально-экономической и политической картины мира, оперируя простейшими схемами мышления. Низшим элементам знания придается ранг высшего измерения жизни. Духовный мир или отрицается, или "науки о духе" оставляют в стороне истоки духовности, знание законов, затрагивая лишь внешние ее проявления. Современная психология может ПРАВИЛЬНО ПОСТАВИТЬ ПРОБЛЕМУ СОЗНАНИЯ, дать точные знания, но не исследует душу. Превращается в описательную психологию. Поэтому постижение сущности человека подменяется набором социальных форм организации жизни, фиксацией отдельных особенностей мышления и языка. Непредсказуемый человек, не вписываясь в предлагаемые схемы, "вколачивается" в них хитроумным правом, многоликой политикой, неморальной идеологией, обольстительной экономикой, множественной истиной. Рождается хаос сознания, прикрытый подобием логического структурирования и созданием эклектических социальных, политических, религиозных систем.

Современное состояние умов переживает очередной кризис, неверно оценивая международный терроризм. Его источник видится в борьбе цивилизаций и религий, дикости отсталых народов, персонифицированных в исламском фундаментализме, еврейском экстремизме, русском тоталитаризме. Это внешнее восприятие мира. Такая поверхностная оценка не вскрывает существенные явления, связанные со взрывом внутренней жизни человека, душевным разладом. Истина – во внутреннем восприятии мира, которая не осознается рациональным мышлением. Достоверность явлений, вне анализа бессознательных актов души, искажается, подталкивая сознание на создание системы знаков.

Сформировалась новая реальность: ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЧЕЛОВЕКА, ПСИХИЧЕСКИЕ ЭПИДЕМИИ, ТОТАЛЬНЫЕ ВОЙНЫ, ВЗБУНТОВАВШАЯСЯ БИОСФЕРА, ТЕХНИЗИРОВАННЫЙ МИР. Эта реальность в виде информации, новых программ жизни отражается в нашей ментальности, но понять ее пока не можем. Не хватает знаний, понимания временных и пространственных связей между прошлым, настоящим, будущим, их перехода друг в друга. Для создания новых программ жизни нужна мощная энергетика, которой ослабевший организм не располагает. Она нужна и для соединения природного и человеческого мира. Поэтому говорить отдельно о внешней среде и о бытии неправомерно. Вопросы типа «Что есть природа?», «Что есть человек?», «Что есть зло?», «Почему мир во зле лежит?», «В каком направлении изменяется бытие?» представляются взаимосвязанными. О разделении мира и человека, бытия и сознания можно говорить условно. В своей работе автор попытался соединить взгляд на природную среду, внутренний мир человека, познание, истинные и ложные формы деятельности в единую систему «знания о духе». Признавая духовную деятельность ведущей, автор не отрицает, что живая природа человека представляет синтез духовного и материального. Но сложившийся в мировой истории противоестественный разрыв между ними и противостояние «наук о духе» и «наук о природе» формирует воспаленное воображение, которое и конструирует систему знаков - искаженную реальность.

Современная цивилизация стала забывать понятия «единая человеческая природа», «общечеловеческие ценности культуры», не рассматривает человеческую природу как источник поведения и представлений. В результате она оказалась в плену технологического рабства. Время посылает вызов: нейтрально-бесстрастная точка зрения на природу как на объект неизменный и пассивный, нуждается в пересмотре. Созвучен времени вопрос о коэволюционном пути развития культуры и натуры. Равноправное взаимодействие «наук о природе» и «наук о духе», объекта и субъекта, онтологии и гносеологии позволят разуму выбраться из кризиса, понять истинные истоки своих заблуждений.

7. Сознание оказалось раздробленным на множество Я – голосов. Расколото на множество частичных и самостоятельных Я, воюющих между собой за право отцовства. Забыт смысл слов «цели и смыслы», «духовность», «самосовершенствование», «ответственность», «дисциплина ума и чувств». Под флагом обновления жизни перемешаны свобода и вседозволенность, гены свои и многих других видов: дескать, «человеческая природа вытерпит все». Сам воздух отравлен высокомерием эгоистического существования. В результате потеряно собственное лицо. Как итог – мутирующее сознание все подвергает СОМНЕНИЮ И ОТРИЦАНИЮ. Человек оказался не в состоянии познать себя методами объективного анализа современной полунауки.

Сциентизм, постпозитивизм не могут осмыслить, что одичание и созидание происходит одновременно, но в извращенных формах. Разделение наук и своеволие, как кошмар довлеют над исследователями, усложняя изучение феномена зла. Выделение в качестве самостоятельных сущностей телесных форм существования, разума, чувств, деятельности, равно как и бессознательного, затрудняет познание. Утрачивается представление о живом человеке, его возможности в борьбе со злом, отрицается способность «собирать себя из рассеяния и бессвязности» (М. Хайдеггер) как целостное существо и в качестве такового противостоять злу. Поэтому он становится объектом манипулирования религиями, биотехнологиями, генной инженерией. Это «самая серьезная угроза мировому сообществу, нокаут» (О. Хаксли). Такой подход позволяет трактовать зло в истории как вечный и неустранимый фактор, а человеческую природу как несовершенную («пылинка в мироздании»), закрепляя пессимистическое мировоззрение о «вечной природе зла». Преодолеть его возможно лишь с помощью супертехнологий. Ученые с мировым именем попадаются в сети научной мистификации. Американский профессор Ф.Фукуяма вину за деформацию человеческой природы возлагает на биотехнологии и нанотехнологии (см. "Наше постчеловеческое будущее. Последствия биотехнологической революции. М.,2004). С такой точкой зрения согласиться невозможно. Вырождение началось много раньше. Человек стал врагом себе, потерял жизнестойкость после утраты космической (духовной) природы. Начались антропологические катастрофы. Игнорирование собственной природы оборачивается возмездием Космоса, который "хватает человека за горло" (современный английский философ Клайв Льюис). Глобальные катаклизмы и катастрофы приобретают статус рядовых явлений. Но человечество бежит все дальше в никуда, не задумываясь о собственных грехах. Правительства прячутся от проблем за мелочные реформы в области экономики, финансов, манипуляции с политикой и др.

Во времена смут остро встает вопрос о выборе знания, которое в состоянии синтезировать распавшиеся элементы человеческой субъективности в целостность. Необходимо новое знание, иная система мышления, эталонные представления в границах гуманистических идей, чтобы сблизить разные уровни мышления. Такой системообразующей основой служит категория "дух", духовный мир. Методологической основой мировоззренческого знания о духе является субъектоцентризм. Его методы позволяют получить достоверное знание об историческом процессе, следовательно, помогают преодолевать заблуждения. Категория духовность «подправляет» мироощущение, позволяет осмыслить влияние «субъективного фактора» на развертывание цивилизаций, культур. Иными словами, история, помимо «объективных закономерностей», испытывает мощное давление «человеческого материала». Души людей определяют глубинные состояния общества, программы жизни, ощутимо проявляющиеся во времена великих потрясений (дух культуры, соборность, эпоха разума, дух бюрократизма, информационный дух). Без этой коллективной составляющей, не изучаемой современной наукой, все глубокомысленные рассуждения о «противоречивости общественных настроений», «разнонаправленности интересов людей», «невозможности повлиять на мировоззрение» воспринимаются кривдой, незнанием науки управления.

8. Естественные науки запутались в оценке человеческого мира. Хотят управлять им, и при этом сжигают душу. Субъектоцентризм предлагает не преобразовывать человека, не ремонтировать отдельные звенья, а восстановить его целостность на основе знания о духе. Генофонд включает в себя не только биологическую и психическую основу, но и неизученный духовно-информационный мир. Сверхразум регулирует психику, мышление, формирует цели и смыслы. Не биологические и социальные сферы жизнедеятельности, не наследственность генов определяют своеобразие интересов и способностей, но духовные устремления. Поэтому гуманитарные науки из понимающих и объясняющих превращаются в технологические, позволяющие управлять поведением и мышлением.

С позиции субъектоцентризма мировая история предстает как способность или неспособность разума отделить истинные формы жизни от заблуждений, включая и историческую мотивацию (психологический фактор). Познавая себя, человек создает мир. Но в творении мира становится пленником ложных форм культуры. Если для рационального познания история предстает хаосом, бессмысленным повторением пройденных ступеней развития и набором случайных событий, то с позиции нового знания кажущийся абсурд предстает в ином свете. Через несовершенства, бессмысленность бытия, страдания и войны пробивает дорогу более совершенная жизнь, заставляя разум вновь и вновь возвращаться на прежние пути, разрушая и исправляя бытие бесчисленное количество раз. Об этом говорил еще Гегель: «дух познает самого себя, заставляя разум вновь и вновь возвращаться на пройденные ступени развития, преодолевая царство теней действительности и исправляя ошибки сознания». Расшифровывает дух душа, являющаяся его отблеском. Поэтому мы вводим в исследование понятие психоантропологии, науки о душе. Душа (психика) – часть духа, регулирует внутренний мир человека, связывая его в единое целое. Одновременно расшифровывает сигналы духа. Психика содержит в себе информацию о внутреннем мире: способности, характер, чувства, волю. Душа – источник и чувство жизни, предзнание (К. Юнг). Она оказывает влияние на формирование программ жизни. Каковы программы, таков и человек. С позиции психоантропологии, случайность событий оборачивается ЕСТЕСТВЕННОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТЬЮ. В душах современных людей обостряется борьба «Вселенского начала» и мирового хаоса, жизни и смерти. Разрушение жизни и созидательное творчество идут рука об руку. В ЭТОМ СУТЬ ТРАГЕДИИ.

В смутные эпохи разум вынужден заново решать вечную задачу: что осталось от наличной человеческой природы и как вернуть ей целостность. Это соотношение части и целого, множественного и единого. В зависимости от результатов осмысления появляются иные смыслы, вносятся дополнения в культуру. Многие ценности культуры кочуют из одной эпохи в другую, наводя на мысль о «вечном возвращении», о круговороте природы и научных идей. Рациональное познание воспринимает это в пессимистическом свете («все суета сует» «ничего нового нет под луной»). На самом деле голос души вновь и вновь подталкивает разум к поиску адекватного ответа на «вызов времени», на управление общественными процессами.

Идея Запада о сохранении жизни любой ценой, оставаясь актуальной, требует внесения поправок. Не всякая жизнь священна, но - жизнь, устремленная к свету, к познанию и совершенствованию души. Если западная цивилизация не знает пути в будущее, потеряла ориентиры, ее место на руководство миром займут антиреволюционеры. Они знают, чего хотят, тем более что ПРОТИВ БЕЗУМИЯ НЕ СОЗДАНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ.

Мировое сообщество хочет освободиться и от виртуального восприятия мира, пытается возродить чувство реальности. Ищет НОВОЕ СЛОВО, которое положит конец иллюзиям. Задается вопросом: ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА? Как она соотносится с человеком? Утверждение философов и ученых о «непознаваемости истины есть злейшая клевета на человека. Они сами не ведают, что говорят» (Гегель). Человечество игрой в жизнь высвободило всех демонов зла и теперь не знает, что делать дальше, как противостоять всеобщему распаду бытия.

Наше время – время больших Организаций, за которыми угадывается комплексующий человек. Он вообразил: мир существует для меня, но сам для себя остается Неизвестным. Творит миражи сознания: мечтая о силе и власти, теряет духовную энергию и слабеет. Испытывает страх, хочет выжить физически, опускаясь до животного существования и еще ниже. Темпы вырождения ускоряются, материализуясь в психических комплексах. Бороться с комплексами самостоятельно не в силах. Надеется на мощь Организации, но безликие объединения сами существуют, опираясь на миражи сознания. Круг замыкается. Идет лихорадочный поиск нового источника энергии, который прячется в душе. Душа является первичной реальностью, от которой зависит поведение и мышление, состояние биосферы и Космоса. Изучение души заставит по-новому посмотреть на себя и на мировую историю.

9. В работе специально выделяется глава о международном терроризме. Это диктуется логикой теоретического анализа мировой истории. Процесс расчеловечивания человека на внешнем, видимом плане выражается в форме столкновения цивилизаций, культур, религий. Подлинная история протекает в душах людей (мировом человеке) в виде борьбы «Вселенского начала» (инстинкта жизни) и «мирового хаоса» (инстинкта смерти), обострившейся сегодня до конфликта. Идея естественной смерти в душе человека уравновешивается идеей насильственной смерти.

Речь идет не просто о расчеловечивании мировой истории, но о тенденциях развития будущего человечества, столкновении двух моделей жизни – отмирающей и зарождающейся. Противостоят две модели управления мира – творчество и антитворчество, культура и антикультура.

Каждый народ имеет свою историческую миссию, вносит особый вклад в генофонд человечества. Он ответственен перед судом истории за выполнение отведенной ему роли. Вместе с тем, не может уклоняться от всеобщей борьбы с мировым злом. В противном случае «уклонистов» мировая история назовет соучастниками кровавых игр. От суда истории не уйдет ни один народ, ни одно государство. Нет в истории «чистых жертв» и «чистых мучителей», но есть мировая драма, в которой участвуют все народы.

Предпринятый нами анализ позволит приоткрыть тайную завесу бытия, ответить на вопрос: продолжается или заканчивается мировая история. Может быть, на смену «падшему бытию» идет другая эпоха, несущая в себе иные смыслы, программы жизни. Ни экономика (богатые и бедные), ни политика (отношение к власти), ни религия (человек и Бог), ни власть монополий, денег, информации и новейших технологий определяют будущее человечества, но модели отношений между людьми, зреющие в душах новых поколений.

10. Мы заранее оговариваемся, что, стремясь к объективному анализу исследуемой проблемы, отмежевываемся от всякой идеологии. Читатель не обнаружит пристрастия к тем или иным идеологическим конструкциям. Критика умонастроений Запада и Востока имеет характер научного поиска, диктуется логикой исследования. Автор пытается заглянуть в глубины иррационального, объяснить парадоксы бездушия духа не абстрактными логическими схемами, но из него самого. Пытается понять главные вопросы: как остановить вырождение человеческой природы, преобразовывать ли ее или восстанавливать?

Человечество опаздывает с осмыслением уроков мировой истории. За поклонением богам, государству, сознанию, последовал культ тела. Отброшена сама идея исследования души, что повлекло неэффективность управления и обрушение цивилизаций, культур, религий. Тысячелетние игры в жизнь сегодня заканчиваются уже не слабоумием и безволием (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), но бунтом души. Ставится под угрозу жизнь на планете. Способны ли мы сохр

Сделать бесплатный сайт с uCoz